Этот сайт будет посвящен столице Русского Севера - Архангельску, некогда основанному в 1584 году самим Иваном Грозным.
На его страницах я представлю, как известные всем, набившие уже оскомину, виды улиц и районов, так и неприметные, закрытые от посторонних глаз уголки нашего сурового северного города.

   Архангельск сильно изменился с тех времен, когда "деревья были большими". Я еще помню настоящие деревянные мостки уходящие прямиком в болото, там, где сейчас стоит Привокзальный микрорайон, полную реконструкцию и асфальтирование улицы Энгельса/нынче носящей имя Воскресенской/. Все мое детство, как и у сверстников, прошло на улице, где было столько всего интересного: бесчисленные стройки, находящиеся буквально в соседних кварталах, где можно было ползать по недостроенным зданиям, найти там много чего любопытного и полезного, прыгать на песок со второго этажа, а потом убегать от дяди-сторожа.

   Деревянные сарайки, штабеля дров и бревен, наваленных то тут, то там. Неведомые строения, живые еще голубятни. Было где развернуться непоседливым пацанам. Летом нас окружал бурьян, растущий на пустырях, зимой огромные сугробы. Густой кустарник скрывал от придирчивых взрослых наши игровые площадки, где мы были предоставлены сами себе. В нынешнее опасное время многим родителям трудно представить, что ребенок тогда мог спокойно бегать до темноты, совершенно никого не опасаясь. А любой взрослый мог прийти на помощь чужому ребенку. Старшие из детей наблюдали за младшими, пусть и из соседских семей.  Зимой снег и лед сами собой приготовляли нам площадки для зимних забав. Хоккей в те времена был всеобщим любимцем. Всякий удобный уголок сразу становился местом для ледовых ристалищ. У каждого пацана должно было быть не менее двух клюшек. Одна для хоккея с шайбой, другая для русского бенди - хоккея с мячом. Вторая игра считалась сложнее - там нужно было виртуозно кататься на коньках, скорости были большими.
   Помнятся еще дореволюционные дома со старинными печками, покрытыми изразцами. Поморские бабушки, умеющие печь настоящие наливные шаньги, кулебяки с палтусом и треской. Зимой в семьях жарились огромные сковородки с навагой /сорной рыбой по тем временам и стоящей сущие копейки/. Маслом истекающая беломорская семужка на праздничном столе. Особенная её ипостась - засоленная "по-печорски" с душком, для истинных ценителей этого лучшего в мире северного лосося.
  Ну и, конечно же, царь-рыба северная треска. Не зря нас называют везде по миру трескоедами. Свежая, соленая, копченая, эта белорыбица вместе с картошкой не переводилась на столах архангелогородцев, была востребована, как черный хлебушек. Я почти не застал тех времен, когда по причине отсутствия холодильников треска засаливалась в больших бочках для хранения. Затем ее отмачивали и варили. Лучшая прибавка к картошке! А любители пива весьма ценили вяленого морского ерша. Особенно жалко было приезжих, которые подсаживались на эту лучшую в мире пивную закуску. Архангелогородцы только посмеивались, глядя на южан с их вяленой воблой и черноморской мелочью. Настоящие ценители рыбы, они на Русском Севере.

 


   Город тем временем рос и изменялся. На месте клюквенных болот и пустырей на моих глазах выросли новые жилые микрорайоны. Появлялись и множились многоэтажные жилые здания, школы, поликлиники. Строились красивые дворцы культуры, кинотеатры, спортивные сооружения. Преобразилась, одетая в гранит и бетон, набережная Северной Двины, превратившись в любимое место отдыха горожан. В те времена Двина была вообще очень оживленным местом. Ведь Архангельск это, прежде всего город моряков, рыбаков, речников. Десятки океанских судов в летнюю пору стояли на городском рейде. А у старинной Красной пристани были пришвартованы белоснежные лайнеры красавцы. Там же находились причалы небольших катеров "Метеор", которые работали своеобразными маршрутными такси между судами, стоящими на рейде и берегом. В лучших ресторанах городах после удачной путины шумно гуляли рыбаки. Множество катеров, речных сухогрузов, буксиров и барж сновало по акватории. Движение по водной магистрали не прекращалось ни днем, ни ночью. Благо ночи летом светлые, "белые".  На окраинах пахло свежеструганным деревом - там находилось множество лесозаводов, работающих на экспорт. До трети доски от всего Союза шло именно с Архангельска. А лес до нахождения большой сибирской нефти был основным источником валюты для страны.

   Последние смутные времена наложили свой безобразный отпечаток и на город. Он постарел, погрузнел. Деревянные мостки практически исчезли из центра города. Деревянный Архангельск вообще пришел в ветхость и упадок. Ведь дома, массово строившиеся в 50-е и 60-е годы, не были рассчитаны на такой длительный срок эксплуатации.  В 21 веке исчез самый северный в мире трамвай и троллейбус. Центр города заполонили бесчисленные и бездарные архитектурно торговые центры. Строительство стало редким, "точечным", прекратился бурный рост города вширь и вверх. А ведь помня те темпы строительства в 70-е и 80-е годы 20 века, можно понять, что реально было бы решить навсегда жилищную проблему северян. Целая четверть века оказалась потеряна страной и городом. Время безвременья.

  Но понемногу страна снова оживает, и в городе появляются красивые современные здания, благоустроенные улицы, дорожные развязки. Вырос редкий пока лес строительных кранов, появились глобальные планы по переустройству города. В какую сторону будет развиваться наш родной город - это зависит только от нас.  

  Я же, не спеша проведу вас по его улицам и проспектам, постараюсь показать каждый его дом и двор. Проект развивается, поэтому если чего еще нет на страницах блога, то рано или поздно там появится. К сожалению съемка и обработка занимает огромное количество времени, поэтому не везде удается снять кадры при самом удачном освещении или погоде. По этой причине я не принимаю претензий в стиле "Не тот ракурс, или свет". У меня самого полно вполне удачных художественных фотографий города, они будут представлены и здесь, на сайте. Но в данном фотопроекте это не самое важное.

 

  Несколько слов по структуре фотокарты. Каждая страница будет посвящена участку улицы на протяжении одного или нескольких кварталов, или большому кварталу, или даже микрорайону. В начале каждой страницы я представлю снимок этого участка сверху и часть плана города для лучшего понимания. Будет и ссылка на гуглмапс, можно путешествовать и по блогу, и по Гуглу. Они вполне дополняют друг друга. На страницах имеются и ссылки на сайт со старыми фотографиями рассматриваемых нами районов города, сможете сравнить как это выглядело в былые годы и сейчас. 

  А начнем мы наши прогулки с улицы, делящей город на центр и южную часть, по ней проходит своеобразная граница в виде железной дороги. Это улица Смольный Буян. Затем будет представлена центральная часть города. Первая часть Блога пройдет до улицы Воскресенской, делящей центр почти пополам, вторая дальше до Кузнечевского промузла, где жилые квартал города заканчиваются. 

  В последующие месяцы я выложу фотографии с районов южнее, пока вплоть до 6-го микрорайона.

  Сортируя фотографии, я столкнулся с такой проблемой: как последовательно рассказать о внутренних районах городской застройки? Поэтому некоторые страницы будут уводить нас в глубь кварталов, а некоторые просто посвящены домам стоящим непосредственно на проспектах и улицах, и часть страниц расскажут нам о конкретных кварталах города. Следует учесть, что некоторые дома, снятые мной, уже исчезли с лица города, поэтому позже будет представлено продолжение, кое-что по мере застройки, начнет добавляться на сайт.

 

  Полезные комментарии будут приветствоваться. Может, найдутся люди, жившие в этих дворах, их рассказы будут интересны.

Сами комментарии будут возможны для добавления через сеть Вконтакте.

 

 

  Любителям тырить фотографии из Интернета: не советую: у меня уже имеется опыт двух судебных процессов по авторским правам. Если вам необходима какая-то фотография для ознакомительно-учебных целей, обратитесь ко мне, получите бесплатно. Для коммерческого использования их можно купить в большом формате, даже в РАВе. Контакты на сайте указаны.

Из-за особенности строения движка сайта -  самые старые страницы находятся внизу. Можно начинать чтение с них или искать улицы по тегам - ключевым словам. Скоро начнет работать поиск. И сразу скажу, пока это только скелет блога.Нас ждут более подробные описания улиц и полезные ссылки. Работа над блогом закончится, скорей всего, в конце 2017 года.

Здесь два скрины с видом города сверху. Общий на котором можно увидеть, что Архангельск сильно растянут вдоль Северной Двины. От южного предместья, начиная с поселка Силикатный до северного порта Экономия более 40 километров. Но большая часть жителей живет в ниже представленном на снимке центральном районе. В народе центром города считается его часть с улицы Смольный Буян до Соломбалы. Сама центральная часть Архангельска выглядит как мыс, вдающийся в реку выпуклым углом. Там на самом деле и находится мыс Пур-Наволок, место откуда сам город, собственно говоря, и пошел. И располагается Архангельск по сути на острове, омываемый с одной стороны Северной Двиной, а с другой рекой Юрас. Вдоль реки, параллельно ей, углом проходят проспекты, а их пересекают улицы, идущие в сторону Ж-д вокзала. Найдите улицу Обводный канал. Это сто лет назад и в самом деле был канал, часть городской дренажной системы. За ним шло настоящее мшистое болото - Городской Мох, застроенное уже при Советской власти. 


Яндекс.Метрика